Research activities

Key Achievements in the Field of Fundamental Researches

ND-1Study of the condition of the immune system in practically healthy population of Uzbekistan was conducted at the Institute from 1987 within the State Program.

As a result of performed scientific expeditions, there was designed a map of normative indicators of the immune system of adult and children population in Uzbekistan.

In 1990-1991, the Institute together with the Institute of Immunology in Russia (Moscow) participated in the research of the study of the immune status of the liquidators of the accident in the 30-km zone of the Chernobyl NPP. As a result of many years of observations, there was gathered the data, objectively reflecting the dynamics and the true state of health of liquidators of the accident- the data, which is of great importance for practical public health. These studies made a certain contribution to the development of clinical and radiation immunology.

The collaborative researches of scientists of the Institute of Immunology of the Academy of Sciences of Uzbekistan and Karakalpakstan, showed that the epidemiological situation in the Aral Sea region is characterized as intense. In fact, it reflects the uniqueness of the complex of ecological, climatic, social and hygienic factors of life and activities of the population in the region, where the widespread diseases belong to the respiratory, nervous system, organs of the digestive system, and the reproductive function, which implies the presence of secondary immunodeficiency in the population.

The Institute carried out large-scale studies with patients having malignant tumors and living in the Uzbek population of the South Aral Sea and Khorezm regions. There was detected the genotype HLA-A28, which indicates a dominating role of this antigen in the formation of gastric cancer and colorectal cancer.

Within the framework of the international project of large-scale studies on the ISAAC program in all regions of Uzbekistan there were examined over 3,000 children aged 7 -15 on the predisposition to the development of bronchial asthma.

The Institute of Immunology of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan became one of the centers of origin of the new independent branch of immunology – ecological immunology.

The result of population studies showed that the Uzbek population has in the genome all currently typeable loci antigens HLA-A, B, C, DR, and DQ. With high frequency there were identified antigens A1, A2, A9, A19, B5, B13, B21, and B35.The analysis of genetic distances between Uzbeks and other populations and races showed the presence of the similarities and differences between the frequencies of HLA genes between Uzbeks, geographically close peoples of Central Asia (Turkmens, Kazakhs, Kyrgyzs, and Tajiks) and European populations. The Uzbeks are distinct by a great variety of HLA genes; they possess almost all the peculiarities of HLA haplotypes and their combinations, which probably reflects the formation of the Uzbek population as ‘mixed’ – European and Mongoloid with a significant predominance of the European component.

The perspectives of these studies were related to the transition of studying HLA genes to the molecular level. Under the guidance of Professor R.M. Ruzybakiev, Institute of Immunology of Academy of Sciences of Uzbekistan in cooperation with Stanford University (R.S. Wells, USA) and the Oxford Institute of Molecular Medicine (W.J.Bodmer, Great Britain), in 1998 – 2000, organized international expeditions in Transcaucasia, Iran and Central Asia. The result of these studies was a unique collection of DNA (more than 3000 samples) from 18 ethnic groups. Using PCR – method was conducted the molecular typing of HLA genes and Y- chromosomes that allowed to include HLA-A2 gene of Uzbek population into the International Register.

Central Asia is characterized by a unique genetic diversity in both male and female line of inheritance. It testifies, that the given region is the Eurasian crossroads not only ways, but also genes since ancient times.

For the first time there was created a map of the genetic diversity of populations of Central Asia.ND-2ND-3

In 1996-2001, first and large-scale medical and genetic researches in Central Asia started on the initiative and under the guidance of Professor R.M. Ruzybakiev, with the participation in the global project ‘Human Genome’ in the direction of ‘The variety of the human genome’.

ND-4International studies were conducted on the fundamental study of anthropogenesis of peoples of Central Asia and the Caucasus, which appeared the basis for three unique international expeditions to collect genetic material in individuals of over 20 nationalities and ethnic groups living in the vast territory from the Caucasus and the Middle East to the eastern borders of Central Asia.As a result of this work, there was presented the allelic distribution of the markers of HLA-system and genes like CCR5, MC1R, CD45 as well as p53 gene mutation. Particularly impressive there were the results of a study on the genetic diversity of the Y-chromosome and mitochondrial DNA.

ND-5Based on these results, the key role of the ancestors of modern inhabitants of the Central Asian region in the formation of early man (Homo Sapiens), not only in the European, Oriental and Asian parts of Eurasia, but also on the American continent 10-50 thousand years ago was confirmed.

The ancient expansion of Homo Sapiens in Eurasia and multigene terrain of Central Asia. As a result of subsequent 22 expeditions from the Pamir to the Tien-Shan, for the first time in the world, there was obtained incontrovertible evidence that Central Asia is a vital source of genetic diversity in the world and the origin of most of the European population during the Paleolithic and Neolithic periods.

Central Asia takes an intermediate position between the gene pools of Europe and Asia: there were identified two major components – so-called West-Eurasian (dominant) and East Eurasian, where the first component is more ancient.

ND-6

There were established migration routes of the ancient ancestors of modern humans in Eurasia – the expansion ofHomo Sapiens came from the East to the West during the Paleolithic and Neolithic periods.

The complex analysis of ethnographic, linguistic researches and data of genetic diversity of Y-chromosome and mitochondrial DNA among the peoples of Central Asia showed that the Turkic nomadic groups in contrast to the settled farmers were expressed more by the patrilineal organization. The leading factor in the formation of genetic diversity in Central Asia is a linguistic identity.

For the first time in Uzbekistan, there were conducted fundamental molecular immunogenic studies, which are actual to Uzbekistan, namely, viral infections: hepatitis B virus (HBV, HCV, HEV, and VSD) and HIV.

As a result of large-scale epidemiological studies for the presence of viral hepatitis in healthy individuals (donors) and groups in the territory of Uzbekistan, in addition to the existing genotypes A, D, C of viral hepatitis B, there was identified new, not studied previously genotype G.

HCV genotypes were presented by genotypes 1, 2, 3, 4. Moreover, genotype 1b, one of the most terrible and unfavorable in terms of prognosis and outcome, was identified in 70% of cases.

For the first time there were identified the genotypes and serotypes of HIV-1, circulating in Uzbekistan among various risk groups. It was found that among heterosexuals there are genotypes circulating in Africa, Southeast Asia and Russia. The genotype B HIV-1 is circulating among homosexuals, which is common around the world. Among drug addicts, the genotype A HIV-1 is found circulating, which is common in Ukraine, Belarus and Russia.For the first time there was assessed the prevalence of resistance to infection by HIV-1 among the indigenous population and among the HIV-infected. It was detected that mutation of CCR5 del35 in the homozygous state is found in 1.8% of the indigenous population and in the heterozygous form – in 10.5% of the population. Homozygosis provides resistance to infection by HIV-1, and heterozygosity prolongs the HIV / AIDS disease.

The recent studies showed that a particular impact on the outcome of treatment and the possibility of self-recovery from infection with hepatitis C virus is made by genetic factors, especially the polymorphisms of the IL-28B gene. IL-28B is a representative of three types of interferons, which has a strong antiviral effect. Under certain genotypes, getting a sustained viral response is achieved in 2 times more often.

The bank of DNA of patients with the coronary artery disease was created, and a method of DNA sequence analysis (qualitative, quantitative) of genes involved in the lipid metabolism in real time, based on pyrosequencing technology was adjusted. The data for progressive steno cardia showed that the genotype GA of gene ABCAI (rs2230806) was diagnostically important with respect to the predisposition to atherosclerosis in the Uzbek population.

Molecular genetic studies to determine the DNA sequence of the genes involved in the folate cycle rs1801133 MTHER in real time, based on pyrosequencing technology were conducted in women of Uzbek nationality with the precancerous cervical disease.

         Due to the study of the frequency of detection in the Uzbek population of the antigenic human major histocompatibility complex (Human Leukocyte Antigens), there was accumulated a considerable material on the two main sections of Immune Genetics – population-based (or anthropological) and medical.

The developed approach of the automatic calculation of the risk of metabolic syndrome, based on MICROSOFT OFFICE EXCEL 2007 and considering the examined anthropometric, clinical, biochemical and molecular immunogenic research data, reliably forecasts MS.

For the first time in Uzbekistan, an open cross-sectional study of the association of mutational load of the human mitochondrial genome with the carotid atherosclerosis was held. In this connection, analytical and technological platforms for the examination of individuals with atherosclerosis were developed, coordinated and implemented.

For the first time, ethnic and clinical examination forms for families with pre-eclampsia were developed, coordinated and implemented. The bank of biological samples (mother, child, and father) with complete clinical data of individuals with pre-eclampsia living in different regions of Uzbekistan was created.

Key Achievements in the Field of Applied Researches

For the first time in Uzbekistan, there was developed the domestic anti-allergic drug ‘Allergodaf’, derived from the flavonoid fraction of the extract of Bidens, produced from local materials. The package of documents with the preclinical studies was presented to the Pharmacological Committee of Uzbekistan to obtain a permit on its use in applied medicine.

Patients with the initial kidney disease, coupled with anti phospholipid syndrome (APS) and without APS were examined. Researches of the cytokine status in patients with the initial kidney disease, coupled with and without APS were conducted. The mentioned individuals were examined for the concentration of IFN-γ, IL-1β, IL-4 and levels of serological markers (BA and aβ2 GP-I) in the blood serum. For the initial nephropathy with APS is quite common to have anti phospholipid antibodies, such as lupus anticoagulant and anti-β2 – glycoprotein – at least 2 times with an interval of at least 12 weeks. Higher rates are observed in patients with the high disease activity.

Algorithms of immunogenetic diagnosis, immune correction, and immunization were optimized.

The creation of highly effective immune modulating medicines is conducted. The influence of various immunomodulating agents (of plant and animal origin, final dosage forms) on the immune system in the experiment is studied.

The quality control of immune biological medications of domestic and foreign production is improved. Medical and genetic technologies and innovations are widely used.

Training of highly qualified scientific personnel in the field of allergology, immunology and medical genetics is conducted.

Paid health services in the field of immunodiagnostics, gene diagnostics, immunotherapy of immune diseases and diagnostics of infectious diseases, are provided to the population and health care institutions.

Научно-исследовательская деятельность

Основные достижения в области фундаментальных исследований

ND-1С 1987 года в рамках Государственной программы в Институте выполнялись исследования по изучению состояния иммунной системы у практически здорового населения Узбекистана.

В результате проведенных научных экспедиций была разработана карта нормативных показателей иммунной системы взрослого и детского населения Республики Узбекистан.

В 1990-1991 годах сотрудники Института совместно с сотрудниками Института иммунологии России (Москва) участвовали в выполнении исследований в изучении иммунного статуса ликвидаторов аварии в 30-км зоне Чернобыльской АЭС. В результате многолетних наблюдений установлены данные, объективно отражающие динамику и истинное состояние здоровья ликвидаторов аварии, имеющие большое значение для практического здравоохранения. Эти исследования внесли определенный вклад в развитие клинической и радиационной иммунологии.

Совместными исследованиями ученых Института иммунологии АН РУз и Каракалпакстана было установлено, что эпидемиологическая ситуация в регионе Приаралья, характеризующаяся как напряжённая, отражает своеобразие комплекса эколого-климатических и социально-гигиенических факторов жизни и деятельности населения этого региона, где распространены заболевания органов дыхания, пищеварения, нервной системы, репродуктивной функции, что предполагает присутствие в популяции вторичных иммунодефицитов.

Были проведены крупномасштабные исследования по изучению больных со злокачественными новообразованиями в узбекской популяции региона Южного Приаралья и Хорезмской области. Был выявлен генотип HLA-A28, которому принадлежит главенствующая роль в формировании рака желудка и коло ректального рака.

В рамках международного проекта масштабных исследований по программе ISAAC во всех регионах Узбекистана было обследовано более 3000 детей в возрасте от 7 до 15 лет на предрасположенность к развитию бронхиальной астмы.

Институт иммунологии АН РУз стал одним из центров зарождения нового самостоятельного направления иммунологии – экологической иммунологии.

Итогом многолетних популяционных исследований стало то, что узбекская популяция имеет в геноме все типируемые в настоящее время антигены HLA-локусов A, B, C, DR, DQ. С высокой частотой идентифицировались антигены A1, A2, A9, A19, B5, B13, B21, B35. Анализ генетических дистанций между узбеками и другими популяциями и расами показал наличие сходства и различия частот генов HLA между узбеками, территориально близкими народами Центральной Азии (туркмены, казахи, киргизы, таджики) и европеоидными популяциями. Узбеки отличаются большим разнообразием генов HLA, у них обнаружены почти все специфичности HLA и их гаплотипические сочетания, что, вероятно, отражает формирование узбекской популяции как «смешанной» — европеоидно-монголоидной с существенным преобладанием европеоидного компонента.

Перспективы этих исследований были связаны с переходом изучения генов HLA на молекулярный уровень. Под руководством профессора Рузыбакиева Р.М. сотрудниками Института иммунологии АН РУз совместно со Стэндфордским Университетом (R.S. Wells, США) и Оксфордским Институтом Молекулярной медицины (W J.Bodmer, Великобритания) в 1998 – 2000 годах были проведены международные экспедиции по Закавказью, Ирану и Центральной Азии. В результате была собрана уникальная коллекция ДНК (более 3000 образцов) от 18 этнических групп. С помощью ПЦР-метода проведено молекулярное типирование генов HLA и Y- хромосомы, что позволило включить HLA-A2 ген узбекской популяции в Международный реестр.

Центральная Азия характеризуется уникальным генетическим разнообразием как по мужской, так и по женской линии наследования. Это свидетельствует, что данный регион издревле является евразийским перекрестком не только путей, но и генов.

Впервые была создана карта генетического разнообразия популяций Центральной Азии.ND-2ND-3

В 1996-2001 годах по инициативе и под руководством профессора Р.М. Рузыбакиева начались первые, масштабные медико-генетические исследования в регионе Центральной Азии, с участия в глобальном проекте «Геном человека» по направлению «Разнообразие генома человека».

ND-4Были проведены международные исследования по фундаментальному изучению антропогенеза народов Центральной Азии и Закавказья, основой которых явились 3 уникальные международные экспедиции по сбору коллекции генетического материала у лиц более 20 национальностей и народностей, проживающих на огромной территории от Кавказа и Ближнего Востока до восточных границ Центральной Азии. В результате проведенных работ было представлено аллельное распределение маркеров HLA-системы, генов CCR5 и MC1R, CD45, мутации гена р53. Особо впечатляющими явились результаты исследования по изучению генетического разнообразия Y-хромосомы и митохондриальной ДНК.

ND-5На основании полученных результатов была подтверждена ключевая роль предков современных жителей Центрально-Азиатского региона в формировании древнего человека (Homo sapiens) не только европейской, восточной и азиатской частей Евразии, но и Американского континента 10-50 тыс. лет назад.

Древние экспансии homo sapience в Евразии и мульти генетический ландшафт Центральной Азии:  в результате 22 последующих экспедиций от Памира до Тянь-Шаня впервые в мире были получены неопровержимые доказательства того, что Центральная Азия является жизненно-важным истоком генетического разнообразия мира и происхождения большинства европейских популяций в период Палеолита и Неолита.

Центральная Азия занимает промежуточное положение между генофондами Европы и Азии: установлены два основных компонента – так называемые западно-евразийский (доминирующий) и восточно-евразийский, причем первый компонент более древний.

ND-6

Установлены пути миграций древнего предка современного Человека в Евразии — экспансия гомо сапиенса шла с Востока на Запад в период палеолита и неолита.

Комплексный анализ этнографических, лингвистических исследований и данных генетического разнообразия Y-хромосомы и митохондриальной ДНК у народов Центральной Азии показал, что тюркские кочевые группы в отличие от оседлых земледельцев имеют выраженную патрилинейную организацию. Ведущим фактором формирования генетического разнообразия в Центральной Азии является языковая принадлежность.

ND-7Впервые в Узбекистане проведены фундаментальные молекулярно- иммуногенетические исследования актуальных для Узбекистана вирусных инфекций: вирусные гепатиты (ВГВ, ВГС, ВГЕ, ВСD) и ВИЧ.

В результате проведенных широкомасштабных эпидемиологических исследований на наличие вирусных гепатитов у здоровых лиц (доноры) и групп на территории Узбекистана помимо существующих генотипов А, Д, С вирусного гепатита В был выявлен новый, совершенно не изученный ранее генотип G.

Генотипы ВГС были представлены 4 генотипами: 1, 2, 3, 4. Причем 1в генотип, один из самых грозных и неблагоприятных в плане прогноза течения и исходов, был выявлен в 70% случаев

Впервые определены генотипы и серотипы ВИЧ-1, циркулирующие в Узбекистане среди различных групп риска. Установлено, что среди гетеросексуалов выявляются генотипы, циркулирующие в Африке, Юго-Восточной Азии и России. Среди гомосексуалов циркулирует генотип В ВИЧ-1, который распространен среди гомосексуалов всего мира. Среди наркоманов циркулирует генотип А ВИЧ-1, циркулирующий на Украине, Белоруссии и в России. Впервые проведена оценка распространенности устойчивости к заражению ВИЧ 1 среди коренного населения и среди ВИЧ-инфицированных. Установлено, что мутация CCR5 del35 в гомозиготном состоянии встречается у 1,8% коренного населения, в гетерозиготном варианте встречается у 10,5% населения. Гомозиготность обеспечивает устойчивость к заражению ВИЧ-1, а гетерозиготность более продолжительное течение ВИЧ/СПИД заболевания.

Исследования последних лет показали, что особое влияние на результат лечения и возможность самостоятельного выздоровления при заражении вирусом гепатита С оказывают генетические факторы, особенно полиморфизмы гена ИЛ-28В. ИЛ-28В является представителем интерферонов 3 типа, который обладает сильным противовирусным действием. При определенных генотипах достижение устойчивого вирусологического ответа достигается в 2 раза чаще.

Создан банк ДНК больных ИБС и налажен метод анализа последовательности ДНК (качественный, количественный) генов, участвующих в реализации липидного обмена в режиме реального времени, основанный на технологии пиросеквенирования. Данные по прогрессирующей стенокардии показали, что диагностически важным по отношению к предрасположенности к атеросклерозу в узбекской популяции явился генотип GA гена ABCAI (rs2230806).

Проведены молекулярно-генетические исследования по определению последовательности ДНК генов, участвующих в реализации фолатного цикла rs1801133 MTHER в режиме реального времени, основанный на технологии пиросеквенирования у женщин узбекской национальности с предраковыми заболеваниями шейки матки.

Благодаря изучению частоты выявляемости в узбекской популяции Антигенов Главного Комплекса Гистосовместимости человека (Human Leukocyte Antigens) накоплен солидный материал по двум основным разделам иммуногенетики – популяционному (или антропологическому) и медицинскому.

Разработанный подход автоматического расчета риска развития метаболического синдрома на базе MICROSOFT OFFICE EXCEL 2007 с учетом изученных антропометрических, клинико-биохимических и молекулярно-иммуногенетических данных исследования достоверно прогнозирует МС.

Впервые в Узбекистане проводится открытое кросс-секционное исследование ассоциации мутационной нагрузки митохондриального генома человека с каротидным атеросклерозом. В связи с этим разработаны, согласованы и внедрены в работу технологические и аналитические платформы для обследования лиц с атеросклерозом.

Впервые были разработаны, согласованы и внедрены в работу этнические и клинические формуляры для обследования семей со случаями преэклампсии. Создан банк биологических образов (мать, ребенок, отец) с полными данными клинического обследования развития и течения преэклампсии индивидуумов, проживающих в различных регионах Узбекистана.

Основные достижения в области прикладных исследований

Впервые в Узбекистане разработан отечественный противоаллергический препарат “Аллергодаф”, выделенный из флавоноидной фракции экстракта череды, полученного из местного сырья. Пакет документов с доклиническими исследованиями представлен в Фармакологический комитет РУз для получения разрешения его применения в практической медицине.

Обследованы больные с первичной нефропатией, сочетающейся с антифосфолипидным синдромом (АФС) и без АФС. Проведены исследования цитокинового статуса у больных с первичной нефропатией, сочетающейся с АФС и без АФС. У обследованного контингента изучены концентрация ИФН-γ, ИЛ-1β, ИЛ-4 и уровни серологических маркеров (ВА и аβ2-ГП I) в сыворотки крови. Для первичной нефропатии, ассоциированной АФС, весьма свойственно выявление антифосфолипидных антител, таких как волчаночный антикоагулянт и антител к β2 — гликопротеину — не менее 2-х раз с интервалом не менее 12 недель. Более высокие показатели наблюдаются у больных с высокой степенью активности заболевания.

Оптимизированы алгоритмы клинической иммуногенодиагностики,  иммунокоррекции и иммунопрофилактики.

Проводится создание высоко-эффективных иммуномодулирующих лекарственных средств. Изучается влияние различных иммунотропных веществ (растительного и животного происхождения, готовых лекарственных форм) на состояние иммунной системы в эксперименте.

Совершенствуются системы контроля качества иммунобиологических препаратов отечественного и зарубежного производства. Широко применяются медико-генетические технологии и инновации.

Проводится подготовка научных кадров высшей квалификации в области аллергологии, иммунологии и медицинской генетики.

Оказываются платные медицинские услуги населению и учреждениям здравоохранения в области иммунодиагностики, генодиагностики и иммунотерапии иммунных заболеваний, диагностики инфекционных заболеваний.